Rhythm & Blues

 Ритм-энд-блюз – жанр популярной музыки

Ритм-энд-блюз – жанр популярной музыки

Ритм-энд-блюз – жанр популярной музыки, уходящий корнями в африканскую культуру Америки.

Этот стиль музыки появился в США приблизительно в 40-х годах прошлого века. Из названия этого стиля видно, что именно взяли за основу работавшие в нем музыканты.

На его становление оказали влияние и джаз, и госпел, но, именно классический блюз является его основной составляющей.

Rhythm & Blues стал связующим звеном между биг-бэндами 40-х, группами биг-бита конца 50-х и первыми исполнителями рок-н-ролла. Самые ранние рок-н-ролльные композиции часто представляли собой ритмически аранжированные версии классических ритм-энд-блюзов. Характерной чертой стиля Rhythm & Blues является четкий ритм. Он далеко не всегда использовался в чистом блюзе, где главенствующую роль играли эмоции. Кроме этого, ритм-н-блюз строился исключительно на электрической основе. Это был стиль, который родился и развился в городской среде, где акустические иструменты уже вышли из моды.

На сценах американских городов появляются такие исполнители, как Little Richard, B. B. King, Muddy Waters, Chuck Berry, Bo Diddley, Fats Domino, Ray Charles, John Lee Hooker

В 50-60 годы новые стили рождались буквально на глазах, между исполнителями не было четкой разграниченности. Каждого из вышеназванных музыкантов можно смело отнести к двум-трем направлениям популярной музыки тех лет. Будучи музыкой черного населения Америки, ритм-н-блюз постепенно проникал и в белую среду. Уже к середине 50-х годов стиль стал повсеместно популярен, в первую очередь благодаря белым рок-н-рольщикам. Elvis Presley, Bill Haley, Stevie Ray Vaughan, Pat Boone, Buddy Holly сделали для ритм-н-блюза не меньше, чем для рок-н-ролла.

Одним из факторов рождения ритм-энд-блюза в негритянских кварталах послужила миграция исполнителей кантри-блюза с Юга на Север и Запад США, с ферм и плантаций в большие города, на заводы и фабрики. Блюз перекочевывает с сельских пикников в шумные бары, клубы и дансинги.

Так в Лос-Анджелес переселились известные блюзмены Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк – Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго – Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф.

Что же привлекло мастеров кантри-блюза в большие города?

Дело в том, что к 30-м годам в США изменилась ситуация с развлекательной популярной музыкой. После того, как в быт вошел электропроигрыватель, заменивший механический патефон, все более широкое распространение получили грампластинки. Это явилось причиной почти полного вытеснения такого способа развлечений как домашнее музицирование.

Прежде в американских семьях, где имелись рояли или пианино, все бродвейские и голливудские шлягеры исполнялись в домашней обстановке, по печатным нотам, которые выпускались в большом количестве концерном музыкальных издательств «Tin Pan Alley», обычно сразу после выхода нового фильма или мюзикла. Но постепенно в закусочных, барах и даже аптеках появились джук боксы – пластиночные автоматы. Естественно, значительно расширилось производство пластинок, как для домашних электропроигрывателей, так и для джук боксов.

Особенность ритм-энд-блюза - это его ритмическая основа

Прежде всего, это касается акцентов. Исполнители ритм-энд-блюза ввели ударения на слабые доли такта. Если до них все прихлопывания и притопывания в танцевальной и развлекательной музыке приходились, что более естественно, на начало такта – на первую и третью четверти, то в ритм-энд-блюзе акцент, подчеркнутый ударными, гитарой и другими средствами, сместился на вторую и четвертую четверти.

Отсюда и характер танца под такую музыку – танцующие делают основные движения как бы «поперек» ритма, на слабые доли такта. «Ударные слабые доли» стали ритмической основой рок-н-ролльных танцев и всех видов рок-музыки, базирующихся на ритм-энд-блюзе.

Если рассматривать ритмическую структуру более мелкую, от которой зависит сам «драйв» – в ритм-энд-блюзе она двояка.

Eсть примеры игры в триольном, свинговом ритме, унаследованном от джазовых биг-бэндов. В этом случае каждые две восьмые ноты исполняются не как написано в партитуре, не как равные по длительности, а «с оттяжкой» – первая нота затягивается, а вторая берется в последний момент и выходит короче. Именно этот прием называют свингом.

В музыке со свингом ритмической основой служит триоль, поэтому в такте на 4/4 получается не восемь восьмых, а неявных двенадцать, что придает музыке ощущение качания.

Можно встретить пьесы, где восьмые исполняются абсолютно ровно. В этом случае музыка приобретает моторный, механический характер. Такая манера, которую можно условно назвать «восемь восьмых», и легла в основу танца «твист», потеснившего в 1959 году рок-н-ролл.

Огромное влияние на ритм-энд-блюз оказала музыка стиля буги-вуги. Из нее пришли многие ритмические паттерны, монотонность, принцип повторяемости рисунков.

Буги-вуги – это манера игры, возникшая в XIX веке у пианистов, приглашенных играть на частных вечеринки лишь потому, что у хозяев не было денег на полноценный оркестр.

Она построена на том, что пианист, исполняя правой рукой основной мотив, левой сам себе аккомпанирует. И если в стиле «рэгтайм» левая рука «прыгает» с басовой ноты на аккорд, то в буги-вуги она исполняет сложные монотонные рисунки в нижнем регистре рояля, не меняющиеся на протяжении всей пьесы. Наиболее характерные из этих рисунков были заимствованы музыкантами ритм-энд-блюза в построении партий бас-гитары, а также в гитарном аккомпанементе.

Made on
Tilda