Гитарист и композитор Bo Diddley

Bo Diddley / Rock Auto Club

Bo Diddley - Бо Диддли

Bo Diddley (настоящее имя Эллас Бейтс) родился 30 декабря 1928 года в США. В раннем детстве Бо Диддли начал играть на скрипке и добился таких успехов, что к восьми годам его приглашали солировать в симфонические оркестры...

Увлекся гитарой и в свободное от школы время выступал как уличный музыкант - уже тогда он получил свое прозвище: на жаргоне музыкантов «бо диддли» - однострунная африканская гитара.

Во время «британского вторжения» песни Бо Диддли приобрели еще большую популярность, поскольку они вошли в репертуар

The Rolling Stones, The Kinks и Hollies. Бо Диддли включен в символический «Зал славы рок-н-ролла» за выдающиеся заслуги в области популярной музыки. Бо Диддли часто называют «отцом» рок-н-ролла. В середине 30-х годов Bo Diddley вместе со своей семьей переехал в Чикаго, где начал брать уроки скрипки. Занимался он добросовестно, но с этой «правильной» дорожки столкнула его сестра, подарившая на рождество гитару. Когда же Бо услышал Джона Ли Хукера, он окончательно сменил ориентиры и после окончания школы собрал группу «The Hipsters».

Долгое время Диддли выступал на улицах Чикаго и в лучшем случае в небольших клубах. Наконец Бо получил шанс записать пару песен, которые поспешил отправить в адрес различных лейблов. Последовала серия отказов, но в 1955 году братья Чезз согласились взять музыканта на свою дочернюю фирму «Checkers». Первый же сингл, «Bo Diddley / «I’m a man», являл собой двустороннего монстра. Если первая его часть была пропитана футуристичным гитарным тремоло, то би-сайд представлял замешанный на блюзовой основе рок-н - ролл. Пластинка сразу же устремилась на вершину ритм-энд-блюзовых чартов, сделав Бо Диддли одним из самых оригинальных открытий в американской музыке.

Популярность Диддли подогревалась его необычным сценическим имиджем – ведь он выступал с квадратной гитарой, имитирующей сигарную коробку. Кроме того, музыкант одним из первых начал использовать дисторшн, вдохновив на дальнейшие исследования этого эффекта гитаристов типа Хендрикса. В 1955-м Бо возглавил национальный тур «Diddley Daddy» и осенью того же года стал первым черным артистом, появившемся на шоу Эда Салливана. В 1958-м вышел первый полнометражный альбом, «Bo Diddley», а на следующий год Диддли выдал свой самый известный хит, «Say man».

Наряду с Чаком Берри и Литтлом Ричардом Бо Диддли стал одним из первых чернокожих музыкантов, которые трансформировали традиционный блюз в ритм-н-блюз. Диддли непосредственно придумал уникальный ритмический рисунок, названный «диддли-бит» и ставший его фирменной «фишкой». Считается, что тем самым музыкант заложил «ритмический фундамент» рок-н - ролла.

Сам Диддли утверждал, что изобретатель термина «рок-н-ролл» Алан Фрид впервые употребил это слово как раз в применении к его музыке. Диддли произвел на свет всего лишь несколько хитов, но как пел сам музыкант, «You can’t judge a book by its cover» («Вы не можете судить о книге по ее обложке»).

И действительно, его заслуга в мире музыки намного превзошла простое клепание шлягеров – ведь Диддли изобрел своеобразный бит (бом, ба-бом-бом, бом-бом), ставший одной из основ рок-н-ролла. Впоследствии этот ритм копировали многие известные артисты, такие как Джонни Отис, Брюс Спрингстин, «U-2», Бадди Холли, «Who» и другие. Ота Эллас Бэйтс родился на берегах Миссисипи 30 декабря 1928 года. Позже он стал Элласом МакДэниеэлом, унаследовав фамилию приемной матери, а когда начал всерьез заниматься музыкой, взял себе сценическое имя «Бо Диддли».

По одной из версий этот псевдоним происходил от сленгового аналога «nothing at all» («he ain’t bo diddley»), а по другой такое прозвище артист получил в честь однострунного африканского инструмента «диддли бо».

В начале 60-х Бо перебрался в Вашингтон, где обзавелся собственной студией, а близость к Белому Дому позволила ему появляться на частных вечеринках у Джона Кеннеди. С середины 60-х Бо начал делать совместные записи с другими артистами, и таким образом на свет появились пластинки «Two great guitars» (с Чаком Берри), «Super blues» (с Мадди Уотерсом и Литтл Уолтером), «Super super blues band» (с Мадди Уотерсом и Хаулином Вулфом). Тем временем исполнители вроде «Yardbirds», «Rolling stones», «Juicy Lucy» и «Quicksilver messenger service» взяли песни из репертуара Бо к себе на вооружение. В 1974-м Диддли расстался с «Chess» и начал сотрудничество с другими фирмами грамзаписи.

С конца 70-х творческая активность музыканта несколько снизилась, однако он продолжал оставаться в рок-н-ролльном строю, давая пример подрастающему поколению. В 1987 году заслуги Бо Диддли были отмечены введением его персоны в Зал Славы Рок-н-Ролла. И хотя последнее время студийные работы Бо стали выходить значительно реже, гастрольная деятельность артиста не прекратилась. Подтверждением тому может служить широкомасштабное мировое турне, проведенное музыкантом в 2005 году по поводу 50-летия его творческой карьеры. В 2005 году Бо Дидли отметил шестидесятилетний юбилей музыкальной карьеры гастролями по Австралии и Европе. В мае 2007 года музыкант перенес инсульт на сцене прямо во время концерта в штате Айова. Спустя 3 месяца у него случился инфаркт.


​В понедельник 2 июня 2008 года на 80-м году жизни скончался один из основоположников рок-н-ролла, певец и гитарист Бо Диддли. Он умер в больнице во Флориде в результате сердечного приступа, после продолжительной болезни.