John Lee Hooker - Блюз

John Lee Hooker блюзовый певец | Rock Auto Club

Джон Ли Хукер

Американский блюзовый певец, гитарист, мастер губной гармоники. Его творчество оказало огромное влияние на развитие поп - музыки второй половины ХХ века, - ритм энд блюза в особенности. Хукер считается королём бесконечного буги, построенного на монотонно-гипнотическом гениальном в своей простоте одно-аккордном построении гармонии, создающей внутренне ощущение движения. John Lee Hooker чувствовал блюз каждым нервом, в его завораживающем нутряном голосе звучала многовековая история его чернокожих собратьев. Он создал собственный музыкальный язык, такой понятный всем, не знающий границ и культурных барьеров, но при всей простоте так и оставшийся никем не повторенным. В его монотонной, гипнотизирующей музыке было что-то шаманское, примитивное и вечное одновременно. В его блюзах есть живой пульс, который отделяет его звук от того, что делали все другие блюзмены. Британский гитарист из группы The Rolling Stones Кит Ричардс говорил - "То, что делает Джон Ли, пришло из предыдущего поколения, о котором мы ничего не знаем". Американский блюзовый гитарист и певец Би Би Кинг подтверждал: "Джон Ли играет блюз так, как я слышал в детстве, когда только начинал". Сам Джон Ли любил говорить: "Я первый, у которого выходит играть буги. Я научился этому у своего приёмного отца. Это был его ритм".

John Lee Hooker на профессиональной сцене

John Lee Hooker на сцене | Rock Auto Club

Он родился в 1917 году в городе Кларксдейле в дельте Миссисипи, считавшимся колыбелью дельта-блюза. Его отчим дружил с Блайнд Лемоном Джефферсоном и другими великими довоенными патриархами жанра. Отчим же и купил юному Джону Ли первую гитару.

Хукер начал выступать на профессиональной сцене еще до войны, но только в 1948 году, когда он перебрался в Детройт, антрепренер Берни Берсман помог Джону Ли с записью двух песен, впоследствии знаменитых "Sally Mae" и "Boogie Chillen".

Тогда и сформировалась уникальная его манера – отрывистый, почти лающий вокал и монотонные аккорды электрогитары.

Десять лет, а то и больше, он записывался и давал концерты под псевдонимами (Дельта Джон, Бирмингем Сэм, Джонни Уильямс, Джон Ли Букер, Буги Мэн); первая пластинка под собственным именем вышла только в 1955-м.

Начало 60-х ознаменовалось появлением хита "Boom Boom" и огромным интересом к блюзу со стороны молодых белых музыкантов. "Аnimals" и "Yardbirds" Хукера боготворили, Эрик Бердон первым спел "Boom Boom". Джон Ли много записывался с первыми рокерами.

Самой значимой из записей стал двойной альбом, записанный вместе с американо-канадской группой "Canned Heat".

Это было в 1970-м.

Для рокеров Ли Хукер и стал Мистером Блюз. Джон охотно шел на контакт, не считал, что "белые ребята не тянут", не был музыкальным расистом. В 70-е много выступал в европейских университетах – просто с гитарой. Но тогда о нем уже помнили только преданные поклонники блюза. В 1980 он появился в культовом кинофильме "Братья Блюз", но широкая публика считает его лишь памятником самому себе.

Хукер стал "играющим автором". Он выбрал стратегию сотрудничества – на альбоме "The Healer" с ним записались "Los Lobos", Альберт Коллинз, Вэн Моррисон, Кит Ричардс, Карлос Сантана. Все последовавшие альбомы созданы по той же схеме. Ни один из его поздних дисков не прошел незамеченным – столь велика была сила каждого аккорда, каждой спетой ноты.



Он умер утром, во сне. Не проснулся. Говорят, Господь дарует такую смерть самым лучшим.