Латиноамериканский рок

Развитие испанского рока

Латинский рок — это рок, c латиноамерикаской ритмической составляющей. Латинский рок это гибрид латиноамериканской этнической музыки с рок-музыкой, что по определению является одной из форм фолк-рока, который сочетает элементы латинской ритмики, мелодий и инструментов с характерными гитарными риффами и энергичным звучанием рок-групп. Этот жанр музыки возник в 1960-х годах и был популярен в Латинской Америке, а также среди латиноамериканской диаспоры в США и других странах. Латинский Rock объединяет различные стили и поджанры, такие как рок-эн-ролл, рок-н-регги, ска, панк-рок, альтернативный рок и другие. Известные исполнители этого жанра включают Carlos Santana, Maná, Los Fabulosos Cadillacs, Caifanes и Molotov.

Очень часто термин Rock en espanol (рок по-испански) связывают с латин-роком, подразумевая при этом их полное равенство. Однако иногда этот термин относят и к более общей категории, а именно, испано-язычному року. В середине 60-х годов на испанский рок, также, как и на рок во всех других странах мира, повлиял успех Beatles. Ритм-энд-блюз и музыка в стиле бит произвели революцию в мире рок-н-ролла и породили бесчисленное количество новых музыкальных групп).

Rock en espanol

Принято считать, что латинский рок зародился в 1958 году, потому что в этом году Ричи Валенс записывает рок-н-ролльную версию песни La Bamba, которая в скором времени распространилась по всей Латинской Америке.

Помимо прочего, Daniel Flores, которого называют «крестным отцом латинского рока», пишет свой известный хит Tequila.

Кроме того, в 1958 году, аргентинская группа Los Cinco Latinos весьма успешно выпускает свой дебютный альбом Maravilloso в Латинской Америке и США.

Начиная с 1959 года мексиканские коллективы Los Teen Tops, Los Blue Caps и Los Locos del Ritmo записывают испаноязычные версии песен Элвиса, Чака Берри, Литл Ричарда, Бадди Холли, Eagles, Боба Дилана и других исполнителей американского рок-н-ролла, получив, в последствии широкую известность Латинской Америке.

В конце шестидесятых обретает популярность гитарист Карлос Сантана, внесший громадный вклад в популяризацию латинского рока. Альбом Caravanserai 1972 года рассматривают в качестве переломной точки в творчестве музыканта, после которой отмечается упадок его популярности.

Несмотря на это Сантана вновь заявляет о себе в 1999-м году, когда его очередной альбом Supernatural взабрался на вершины чартов и стал пятнадцатикратно платиновым в Соединенных Штатах Америки.

В 1960 году на сцене появляется аргентинский рок-музыкант Sandro de America, предумавший популярный стиль — латино-американскую романтическую балладу (Latin American romantic ballad).

С конца 1980-х можно отметить новый этап развития латинского рока, связанный с выходом его на международную арену, благодаря Los Lobos, Gipsy Kings, Soda Stereo, La Ley.

В девяностых наиболее успешные коллективы, это Jaguares (Мексика), Bersuit Vergarabat (Аргентина), Aterciopelados (Колумбия), Jorge Drexler (Уругвай), Los Tres (Чили), Julieta Venegas (Мексика).

Говоря об испанском роке и рок-н-ролле, следует прежде всего отделять его от рока на испанском языке. Последний в половине, если не в большем количестве случаев создан не столько в Испании, сколько в странах Латинской Америки, в то время как испанский рок – продукт одной страны.

При этом испанские рок-композиции могут исполняться не только на испанском, а точнее, кастильском языке, но и на английском, французском, итальянском языках, и, разумеется, на языке басков, каталонском, галисийском, арагонском и других народных испанских языках.

Рок в Испании появился ненамного позднее, чем в других европейских странах. Цензура в тот момент не обращала особого внимания на новый стиль музыки. Выпуск некоторых фильмов был отложен, некоторые обложки пластинок подвергались изменениям, но в целом в этой области каких-то специальных, систематических запретов не существовало.

Музыкальные историки говорят о влиянии двух самых важных факторов на развитие испанского рок-н-ролла: размещённых в Испании американских базах и развивающемся роке в соседних странах - Франции и Италии. Кроме того, популяризации и распространению нового стиля среди испаноязычной аудитории способствовали кубинцы Los Llopis и мексиканцы Los Teen Tops.

Для того, чтобы иметь возможность выступать официально, рок-группа в Испании должна была зарегистрироваться в Sindicato Vertical (испанская торговая организация) и получить статус “artista de variedades y música moderna” ("исполнитель разнообразной и современной музыки"). В 1965-66 годах такой статус имели 6 000 испанских групп. Огромное число групп не было зарегистрировано и вынуждено было выступать неофициально, на маленьких, почти подпольных концертах и импровизированных сейшенах. Эти цифры дают представление о том, какое важное значение для молодёжи тех лет имел рок.

Именно в это время появляются наиболее популярные испанские рок-группы, такие как Los Brincos, Los Sírex, Lone Star, Los Cheyenes, Los Salvajes, Los Botines, Los Gatos Negros, Los Canaries, Los Mustang, Los Nivram, Los Flecos и многие другие. Некоторые из команд собирались на сцене до самых недавних пор (Los Brincos выступают до сих пор, Los Sírex выступали до 2012 года, Lone Star выступали до 2010 года), другие просуществовали только до 70-х годов, а позднее собирались лишь для того, чтобы дать ностальгический концерт.