Стиль Блюграсс

Bluegrass | Rock Auto Club

История музыки Bluegrass

Блюграссу свойственны внедрённые Монро и членами его группы The Bluegrass Boys импровизации с использованием гаммообразных, часто типовых фраз, а также риффов, соединённых так, чтобы подходить к конкретной песне. Они также практиковали смену ролей инструментов по ходу композиции, играя поочерёдно аккомпанемент и сольные партии. Данные особенности пришли в блюграсс из джаза и вестерн-свинга и существенно отличались от консервативных мелодических вариаций, присутствовавших в музыке южных струнных ансамблей. В блюграссе вокальные партии часто поются дуэтом, трио или квартетом, используя при этом «узкие» интервалы. К ведущему вокалу типично добавляется партия тенора и баритона, а в песнях на религиозную тематику баса.
Bluegrass - Foggy Mountain Breakdown

Особенности стиля Bluegrass

Блюграсс является смесью музыки переселенцев с Британских островов, а также негритянского джаза и блюза. В блюграссе, как и в некоторых формах джаза, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает блюграсс от другой американской кантри-музыки, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент. Блюграсс — это акустический стиль; электрические инструменты используются редко.

Bluegrass возник в сороковых годах прошлого века, после окончания войны в США, которая значительно препятствовала развитию всей музыки. Его невозможно приписать к какому-то конкретному человеку. Это смесь блюза, джаза и регтайма. Однако следы блюграсса ведут к определенной музыкальной группе. Отцом-основателем этого направления в настоящее время считается Билл Манро.

Название стиль получил в соответствии с названием его первой группы The Blue Grass Boys. Она была основана еще в 1939 г. Ключевым моментом в образовании блюграсса стало присоединение в 1945 году к этой группе Эрла Скараггса. Он обладал уникальной техникой игры на инструменте банджо. Вместе с гитаристом Лестером Флаттом, скрипачом Чабби Уайз и басистом Ховардом Уоттсом им удалось создать абсолютно уникальный инструментальный звук и стиль, который стал образцом для других музыкантов.

Пока эта группа играла такую музыку, это был их уникальный и собственный стиль. Он не мог стать отдельным музыкальным направлением, пока другие исполнители не стали играть в этом же стиле. Точкой появления блюграсса как самостоятельного музыкального направления можно считать 1947 год, когда традиционная песня была записана братьями Стэнли в стиле группы Blue Grass Boys. В прямом смысле слова фолк-музыкой блюграсс никогда не был. Хотя темы песен этого стиля очень напоминают фолк. На протяжении всей истории блюграсс исполнялся только профессиональными музыкантами. В отличие от традиционного кантри, блюграсс основывается, главным образом, на акустических струнных инструментах: скрипке, пятиструнном банджо, акустической гитаре, мандолине и контрабасе. Иногда к ним присоединяется резонаторная гитара.

The high lonesome sound.

На типичный для блюграсса вокальный стиль оказала влияние практика Билла Монро петь в максимально высокой части своего диапазона, часто описываемая в английском языке термином the high lonesome sound (с англ.- «высокое тоскливое звучание»). В певческий стиль, характерный для кантри-дуэтов 1930-х годов, таких как Blue Sky Boys и Delmore Brothers, Монро привнёс не только более высокую манеру пения, но и гораздо сильнее выраженный назальный оттенок. Такое звучание вокальных партий можно описать как пронзительное, скорбное и тоскливое.

Тем не менее подобный стиль пения встречается не только в блюграссе, но и в музыке кантри в целом, особенно в её более консервативных разновидностях. Высокая назальная вокализация была свойственна и другим традиционным исполнителям из Кентукки, таким как Роско Холкомб, для описания вокала которого термин the high lonesome sound и ввёл изначально фолклорист Джон Коэн. Высокий вокал, чистая и надрывная манера пения, в сочетании с трагическими темами, характерными для многих блюграсс-стандартов, привели к тому, что сам этот жанр иногда называют the high lonesome sound.

Сторонние влияния на вокальный стиль блюграсса также разнообразны. Заимствованные у вокалистов мейнстримовой популярной музыки элементы присутствовали в этом жанре на всех этапах его развития. Так, у некоторых ранних блюграсс-певцов вроде Клайда Муди и Джима Инса прослеживалось влияние сглаженной «крунерской» манеры пения, а более поздние вокалисты также внедряли в жанр вокальные тренды из мейнстривого кантри, рока и прочих видов музыки.

Пока The Blue Grass Boys были единственной группой, играющей подобную музыку, это был их собственный уникальный стиль. И он не мог быть отдельным музыкальным стилем, пока другие группы не начали играть в подобном ключе. В 1947-м году братья Стэнли записали традиционную песню «Molly and Tenbrooks» в стиле The Blue Grass Boys, и этот момент можно считать точкой появления блюграсса как самостоятельного стиля.

Первое поколение блюграсс-музыкантов доминировало в жанре с момента его создания в середине 1940-х до середины 1960-х годов. Это поколение состоит из музыкантов, которые выступали в течение «золотого века» в середине 1950-х, включая Билла Монро со своей группой, братьев Стэнли, Лестера Флата и Эрла Скраггса с их новым ансамблем The Foggy Mountain Boys. В 1949 году ими была записана одна из самых известных композиций в стиле блюграсс «Foggy Mountain Breakdown».

Также были популярны Джимми Мартин, Мак Уайзман, Эрл Тэйлор, братья Осборн, группы Reno and Smiley, Lonesome Pine Fiddlers, The Dixie Travellers, Jim & Jesse и др. В этот период выступал Вейд Мейнер, называемый «дедушкой блюграсса», основатель своего собственного ансамбля The Sons of the Mountaineers («Сыновья горцев»), с которым он выступал до 1953 г. Второе поколение блюграсса получило известность в середине 1960-х годов. Хотя многие музыканты этого поколения играли в блюграсс-бэндах и ранее (как правило, в юном возрасте). Наиболее яркие представители этого поколения: The Dillards, Дж. Д. Кроу, Дойл Лоусон, Норман Блэйк, Сэм Буш, Дэл Макоури, Тони Райс и др. Второе поколение принесло с собой так называемый «прогрессивный блюграсс» («нью-грасс»). Самыми известными ансамблями этого направления были New Grass Revival, The Seldom Scene, The Kentucky Colonels.

Третье поколение достигло расцвета в середине 1980-х годов. Это поколение привнесло множество значительных изменений в блюграсс. Рики Скэггс, который начинал как блюграсс-музыкант и переключился на классическое кантри в 80-х, вернулся в блюграсс в 1996-м и с тех пор записал несколько альбомов и дал большое количество концертов со своим ансамблем Kentucky Thunder. Вслед за этим он организовал собственную звукозаписывающую компанию The Skaggs Family Records и является одним из самых известных музыкантов этого стиля. Такие звёзды кантри, как Долли Партон и Пэтти Лавлесс, также записали несколько блюграсс-альбомов, усилив, таким образом, влияние блюграсса в современной музыке. Одними из самых популярных блюграсс-исполнителей сегодня считаются также Элисон Краусс, Ронда Винсент, Дойл Лоусон, Blue Highway...