ВИА «Поющие гитары» — символ СССР

Поющие гитары | Rock Auto Club

Вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» начал свою творческую деятельность в далёком 1966 году. Данный коллектив прославился благодаря таким песням, как «Синяя песня» и «Песенка велосипедистов». Также ансамбль «Поющие гитары» является открывателем всего жанра вокально-инструментального ансамбля, носящего краткое наименование ВИА.

ВИА «Поющие гитары специализируется на таких жанрах, как «фолк-рок», «поп-рок», «сёрф-рок» и «рок-опера». Они начали и продолжали свою деятельность в Санкт-Петербурге».

Первый состав «Поющих»

Анатолий Васильев — соло-гитара, вокал, основатель коллектива

Лев Вильдавский — клавишные, основатель коллектива

Ирина Понаровская— вокал

Александр Федоров — гитара, вокал, основатель коллектива

Евгений Броневицкий — бас-гитара, вокал

Владимир Калинин — ритм-гитара, вокал, основатель коллектива

Альгирдас Паулавичюс— электроорган, флейта,

Григорий Клеймиц— клавишные инструменты, вокал (в последующем аранжировщик и музыкальный руководитель ансамбля)

Эдгар Бернштейн — труба, радиоинженер

Сергей Лавровский — ударные инструменты, вокал, основатель коллектива (умер 4 ноября 2012 года)

Юрий Антонов— клавишные инструменты, вокал

Валентин Бадьяров— гитара, скрипка, вокал

Галина Баранова — вокал

Богдан Вивчаровский — вокал

Юрий Иванов — гитара, флейта, вокал

Татьяна Калинина — вокал

Эдуард Кузинер — клавишные инструменты

Ольга Левицкая — вокал

Олег Мошкович — клавишные инструменты, вокал, основатель коллектива

Штефан Петраке— клавишные инструменты, вокал (умер 13 января 2020 года)

Елена Федорова — вокал (умерла 7 июля 1988 года)

Юрий Соколов (Помидор) — ударные (умер 6 апреля 2014 года)

Валерий Бровко — гитара

Валерий Ступаченко — вокал

Юрий Иваненко — бас-гитара, вокал

Владимир Васильев — бас-гитара

Альберт Асадуллин — вокал

Аркадий Герштейн— ударные

Вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары»

История создания легендарного ВИА

Создатель легендарного ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев уже в начале 1950-х играл в популярном Ленинградском джаз-бенде «Оркестр Носика». В 1956 году до Советского Союза докатился рок-н-ролл. Веселая и озорная музыка вызвала восторг у молодых людей, среди них был и Анатолий Васильев. Именно в качестве гитариста Васильев получил приглашение в Ленинградский ансамбль «Дружба». Коллективом руководил талантливый режиссер Александр Броневицкий, который по моде того времени стремился к сценическому решению каждого номера, то есть к «зримой песне», как это тогда называли. Голос солистки Эдиты Пьехи волновал и завораживал слушателей. Рок-н-ролльный звук электрогитары Анатолия Васильева делал музыку ансамбля очень привлекательной и остросовременной.

Поначалу Васильеву было очень интересно работать в «Дружбе», но позже, когда Броневицкий решил поменять концепцию и уйти от модного рок-н-ролла в фольклор народов СССР, решил покинуть ансамбль. Анатолий получил приглашение включиться в работу оркестра Радиокомитета и записал гитарные партии для фильма «Я шагаю по Москве» — в его исполнении эта музыка звучала очень стильно и возбуждающе. Видимо, так ленинградцы чувствуют Москву. Но Броневицкому тоже был нужен талантливый гитарист, и он задействовал все свои связи и возможности, чтобы вернуть Васильева.

Коротко говоря, договорился, что Анатолия никуда не будут брать на работу, а поскольку безработным в СССР быть нельзя, то «беглец» вернется в «Дружбу». Анатолий Васильев еще некоторое время проработал в «Дружбе», но весной 1966 года решительно покинул ансамбль. Он хотел создать собственный коллектив, который был бы построен по образу и подобию «Битлз».

"Я был у «Битлз» на концерте, и мне жутко понравилось то, что они одновременно и играли, и пели, — вспоминал Анатолий Васильев. — У нас же было так: Пьеха поет, а сзади стоит группа вокалистов. И отдельно мы — инструменталисты: за роялем — Броневицкий, руководитель ансамбля, я с гитарой да еще басист».

Вокруг идей Васильева объединились талантливые молодые люди: гитарист Владимир Калинин, пианист Лев Вильдавский, барабанщик Сергей Лавровский, певец Анатолий Королев. Евгений Броневицкий, младший брат Александра Броневицкого, изъявил желание играть на басу. Анатолий Васильев привез ему из Германии настоящую бас-гитару. Евгений прятал ее в шкафу, чтобы старший брат не узнал, что он учится играть на бас-гитаре. Вся подготовка велась в строжайшей тайне, так как Васильев не хотел, чтобы ревнивый руководитель ансамбля «Дружба» раньше времени узнал о его планах. Он хорошо помнил, как несколько лет назад Броневицкий-старший перекрыл ему все каналы для самостоятельной работы, и не желал рисковать. Поэтому было принято решение на время репетиционного периода уехать из Питера. Сергей Лавровский через своих знакомых сумел договориться с черноморской туристической базой «Приморская», расположенной в станице Ново-Михайловской под Туапсе, что к ним приедет настоящая бит-группа, которая будет играть на танцах.

Но за две недели до отъезда на Черное море Анатолий Королев неожиданно заявил, что отказывается от участия в проекте. Он еще два года проработал в «Дружбе» и лишь потом занялся сольной деятельностью.

«И встала у нас проблема с вокалистом, — вспоминал Анатолий Васильев, — материал есть, а солиста нет. Надо было как-то выходить из ситуации. Мы хотели держаться «битловской» манеры, но для этого нужны два тенора. Один тенор у меня был — Женя Броневицкий, очень хороший тенор по тем годам. А второго надо было искать. И довольно долго я его искал, а пока искал — пел сам. Вот так у нас появились и свой звук, и своя манера…»

Успех «Поющих гитар»

В 1967 году в концертном зале гостиницы «Советская» состоялась долгожданная столичная премьера «Поющих гитар». На концерт собрались все, кто тогда руководил культурой в стране и Москве, — дирекция Москонцерта, начальство Управления культуры исполкома Моссовета и боссы обоих — российского и союзного — министерств культуры. В зале можно было увидеть многих известных эстрадных певцов и певиц — многим хотелось посмотреть на диковинный ансамбль, все участники которого одновременно поют и играют на музыкальных инструментах.

Успех «Поющих гитар» в Москве был феноменальным. В кулуарах Москонцерта начались разговоры о том, что Москве тоже нужен свой вокально-инструментальный ансамбль.

Директор Москонцерта Юрий Домогаров (к слову, отец известного артиста) вызвал к себе 23-летнего Павла Слободкина, который в то время работал вторым дирижером Московского Мюзик-холла, был музыкальным руководителем ансамбля Гелены Великановой и в качестве пианиста сопровождал в поездках певца Марка Бернеса, и поручил ему важное дело: создать вокально-инструментальный ансамбль по образу и подобию питерских «Поющих гитар». Молодой энергичный человек тут же взялся за дело. С февраля 1968 года и берет отсчет история легендарного вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята». Следом появились ВИА «Голубые гитары», «Самоцветы», «Норок», «Поющие сердца», «Песняры» и многие другие.

Весной 1997 года музыканты ВИА «Поющие гитары», к тому времени уже давно не выступавшие на сцене, собрались вместе, чтобы отпраздновать 30-летие коллектива. Инициатором встречи стал композитор и аранжировщик Григорий Клеймиц, в квартире которого, кстати, и проходили первые репетиции возрожденного ансамбля. В свое время, в середине 60-х годов, Клеймиц был музыкальным руководителем у Жана Татляна, потом — у Эдиты Станиславовны Пьехи, а также дирижером в Мюзик-холле. И для того, чтобы выступить на том юбилейном концерте, он подготовил все оркестровки, восстановил все ноты, которые музыканты, честно говоря, уже подзабыли.

К юбилейному концерту музыканты совместными усилиями подготовили более десятка фирменных хитов «Поющих гитар»: «Песенка велосипедистов», «Синяя песня», «Десять дней», «Неприметная красота», «Сумерки», «Люди встречаются», «Толстый Карлсон», «Печаль — беда», «Соловей», «Нет тебя прекрасней», «Воскресенье».

И вот в апреле 1997 года в «Гигант-холле» в Питере состоялся юбилейный концерт легендарного ансамбля. Входя на сцену петербургского «Гигант-холла», музыканты очень волновались, ведь они не выступали вместе почти двадцать лет. Но их страхи оказались напрасными, вечер вылился в настоящий триумф. Песни и сама вокально-инструментальная стилистика, над которой так старательно глумились хулители советской культуры, оказались удивительно свежими и своевременными. Каждую композицию публика встречала шквалом оваций, причем в зрительном зале были не только старые поклонники «Поющих гитар», но и молодые парни и девчонки, которые впервые в этот вечер услышали легендарный ансамбль.

После того успеха уже невозможно было разойтись снова по своим углам. Стало ясно, что «Поющие гитары» нужны людям, что у них есть любящий зритель, что их помнят и со сцены не отпустят. Так возникло решение о продолжении выступлений «Поющих гитар».

«Мы думали, что собрались на один день, чтобы отпраздновать юбилей, — говорит Владимир Васильев по прозвищу Царь, — но случился такой триумф, после которого нам сказали — не мы сами так решили, а нам сказали: «Друзья, если вы не будете продолжать, вы совершите большую-пребольшую ошибку!»

В состав «Поющих гитар» в 1997 году вошли: Григорий Клеймиц (художественный руководитель, клавишные, аранжировки), Евгений Броневицкий (бас-гитара, вокал), Валерий Ступаченко (вокал), Ольга Левицкая (вокал), Александр Федоров (гитара, вокал), Дмитрий Кижаев (гитара, вокал), Василий Борисов (ритм-гитара, вокал), Владимир Васильев (клавишные, бас-гитара, вокал) и Юрий Соколов (ударные, вокал).

С течением времени состав изменился. Сегодня «Поющие гитары» — это Евгений Броневицкий (бас-гитара, вокал), Владимир Васильев (клавишные, бас-гитара, вокал), Валерий Кочегуро (клавиши, вокал), Василий Борисов (ритм-гитара, вокал), Милена Вавилова (вокал) и Михаил Сойту (барабаны, вокал).

Несмотря на свой возраст, «Поющие гитары» снова в дороге, они по-прежнему востребованы в городах России. Их гастрольный график расписан на несколько месяцев вперед. Их ждут повсюду, потому что они приносят людям радость. На концертах зрители поют и наслаждаются этими песнями, все снова счастливы и довольны.