Serge Gainsbourg — это целая эпоха во французской культуре. Его творчество эволюционировало от джаза и шансона через поп-рок и регги к электронике и фанку, всегда оставаясь провокационным и интеллектуальным.
Вот хронологический обзор его ключевых альбомов и проектов, которые считаются вершинами его творчества.
Ранний период: Шансон, джаз и поэзия (1958 - 1964)В это время Gainsbourg выступал в образе джазового пианиста и певца в духе Бориса Виана. Его ранние работы были коммерчески неуспешны, но продемонстрировали его поэтический талант.
- Du chant à la une !... (1958)
- Важность: Дебютный альбом. Содержит знаменитую песню «Le Poinçonneur des Lilas» (своего рода гимн мелкого служащего, мечтающего о побеге через дырку от компостера).
- Звучание: Акустическое, меланхоличное, с влиянием джаза.
- No. 2 (1959) & L'Étonnant Serge Gainsbourg (1961)
- Продолжение в том же ключе. На этих альбомах можно услышать его ироничную и элегантную сторону.
Золотая эра: Поп-рок, саундтреки и культовые дуэты (1965 - 1969)Gainsbourg нашел свой уникальный голос, соединив элегантную музыку с провокационными, часто сюрреалистичными текстами. Этот период принес ему огромную славу.
- Gainsbourg Confidentiel (1964) и Gainsbourg Percussions (1964)
- Важность: Эксперименты с бразильскими ритмами и перкуссией. Начало перехода к новому звучанию.
- Initials B.B. (1968)
- Важность: Абсолютный шедевр. Альбом, посвященный Бриджит Бардо, с которой у него был бурный роман. Звучание — мощный оркестровый поп-рок в духе фильмов о Джеймсе Бонде.
- Ключевые треки: «Initials B.B.», «Bonnie and Clyde» (дуэт с Бриджит Бардо), «Comic Strip» (с звукоподражаниями "Shu-bop-bop-bop-bop!").
- Jane Birkin - Serge Gainsbourg (1969)
- Важность: Хотя это альбом Джейн Биркин, он целиком написан и спродюсирован Генсбуром и является одним из его главных проектов.
- Ключевой трек: «Je t'aime... moi non plus». Скандальная песня с откровенными стонами, которую сначала пела Бардо, но выпустил он ее с Биркин. Песня была запрещена в нескольких странах и стала мировым хитом.
Эра концептуальных альбомов и провокаций (1970 - 1979)Пик провокационного genius Генсбура. Он создает тематические альбомы, которые являются целыми историями.
- Histoire de Melody Nelson (1971)
- Важность: Величайший концептуальный альбом в истории французской музыки. Короткая (всего 28 минут) история о взрослении, написанная в форме мифа. Генсбур встречает юную Мелоди Нельсон на своем Rolls-Royce, их роман заканчивается трагически.
- Звучание: Мрачный, гипнотический spoken word Генсбура в сочетании с мощным, психоделическим звучанием оркестра (аранжировки Жан-Клода Ваннье) и фанк-бас-гитарой. Огромное влияние на трип-хоп и альтернативную музыку.
- Vu de l'extérieur (1973)
- Важность: Альбом, целиком посвященный телесным функциям и низменным инстинктам. Провокация в чистом виде.
- Ключевой трек: «Je suis venu te dire que je m'en vais» — невероятно красивая и меланхоличная баллада о расставании, ставшая одним из его главных хитов.
- Rock Around the Bunker (1975)
- Концепция: Безумный и кощунственный рок-н-ролльный альбом о нацизме. Генсбур, еврей по происхождению, вырос при оккупации, и этот альбом — его сюрреалистический и горький способ справиться с травмой.
- L'Homme à tête de chou (1976)
- Концепция: Еще один концептуальный шедевр. История несчастного человека, которого сводит с ума манекен ("жена с зелеными глазами"), и его culminates в убийстве.
- Звучание: Фанк, психоделия, снова оркестр Ваннье. Песня «Marilou» стала культовой.
Регги, электроника и поздний период (1979 - 1986)Gainsbourg снова шокирует публику, выпустив альбом в стиле регги, а затем обратившись к электронной музыке и хип-хопу.
- Aux armes et cætera (1979)
- Важность: Огромный скандал. Генсбур записывает с ямайскими музыкантами альбом регги-версий французских классических песен, включая «Марсельезу». На него посыпались обвинения в кощунстве и угрозы со стороны ветеранов.
- Коммерческий успех: Один из его самых продаваемых альбомов.
- Mauvaises Nouvelles des étoiles (1981)
- Продолжение регги-экспериментов, записанное на Ямайке.
- Love on the Beat (1984) & You're Under Arrest (1987)
- Важность: Резкий поворот к электронике, синтезаторам, драм-машинам и даже рэпу. Тексты стали еще мрачнее и откровеннее (темы наркотиков, проституции).
- Ключевые треки: «Lemon Incest» (дуэт с его дочерью Шарлотт Генсбур, вызвавший шок), «Sorry Angel», «Aux enfants de la chance».
Другие важные проекты
- Саундтреки: Генсбур написал музыку к десяткам фильмов, в том числе к своим собственным («Я тебя люблю, я тебя тоже нет», «Экватор»).
- Альбомы для других артистов: Он писал хиры для Франс Галль («Poupée de cire, poupée de son», выигравшая Евровидение), Ванессы Паради («Joe le taxi»), Жюльетт Греко и многих других.
- Кинорежиссура: Снял несколько провокационных фильмов, например, «Je t'aime moi non plus» (1976) с Джейн Биркин и Джо Даллесандро.
Творчество Serge Gainsbourg — это уникальное путешествие от элегантного шансона к авангардным концептуальным альбомам. Его главные черты:
- Поэтический и провокационный текст: Каламбуры, черный юмор, табуированные темы.
- Музыкальный хамелеон: Он мастерски менял жанры, всегда оставаясь узнаваемым.
- Концептуальность: Альбомы «Histoire de Melody Nelson» и «L'Homme à tête de chou» — это цельные произведения искусства.
Для первого знакомства лучше всего начать с «Initials B.B.» и «Histoire de Melody Nelson» — это квинтэссенция его гения.