George Martin и Битлы

George Martin and Beatles

Музыкальная биография Джорджа Мартина

Музыкой Georges Martin увлекся в 6 лет – его семья как раз приобрела пианино. К 8 годами Джордж сумел убедить родителей оплатить ему уроки игры на инструменте; к сожалению, всего через восемь занятий мать мальчика рассорилась с преподавателем и учить Мартина перестали. Впрочем, как показали дальнейшие события, восьми уроков Джорджу хватило с головой – после этого он вполне смог освоить инструмент самостоятельно. Вскоре после начала войны Мартины покинули Лондон; мальчику пришлось временно устроиться в другую школу. Именно в этой школе Джордж впервые услышал игру симфонического оркестра – давшего концерт в его учебном заведении по воле сэра Эдриана Боулта (Adrian Boult). Музыка просто поразила мальчика; он просто не мог представить, как 90 мужчин и женщин с деревянными и медными инструментами могут издавать нечто столь чудесное.

Несмотря на то, что музыкой Мартин буквально грезил – в будущем он мечтал стать новым Рахманиновым – долгое время он зарабатывал себе на жизнь вещами куда как более приземленными. Джордж успел поработать сметчиком, секретарем в одном из военных учреждений и даже боевым летчиком – впрочем, за все время Второй мировой ему так и не довелось принять участие в настоящих боевых действиях. Лишь после войны Джордж вернулся к своей мечте; удостоверение отставного военнослужащего помогло ему сравнительно легко поступить в школу Guildhall School of Music and Drama; там Мартин учился играть на фортепиано и гобое и постигал секреты творчества великих музыкантов прошлого и настоящего – от Рахманинова и Равеля (Ravel) до Коула Портера (Cole Porter) и Джонни Дэнкуорта (Johnny Dankworth). После окончания университета Мартин некоторое время проработал в музыкальном отделе BBC, после чего – в 1950-м – перебрался в EMI, под начало к Оскару Прюссу (Oscar Preuss), главе 'EMI Parlophone Records'. В 1955-м Прюсс передал Джорджу бразды правления; несколько лет Мартин работал над выпуском записей классической и барочной музыки, оригинальных версий популярных хитов и местечковой музыки со всех уголков британского архипелага.

В 60-х с Мартином связался Сид Коулман (Sid Coleman) из 'Ardmore & Beechwood'; именно он и рассказал Джорджу о Брайане Эпштейне (Brian Epstein), менеджере молодой, но очень талантливой рок-группы. У Мартина к тому времени за душой не было ни одного действительно крупного самостоятельного проекта; он решил рискнуть и не прогадал – группа 'Beatles' (а именно их представлял Эпштейн) превзошла все его ожидания. Музыкальное образование Джорджа помогло доработать сырую, первобытную энергетику 'Beatles' – большинство оркестровых и инструментальных аранжировок группы было создано именно под началом Мартина.

Работа Джорджа Мартина с The Beatles

Работа Джорджа Мартина с Beatles

Реально, известность Джорджу принесла его работа с The Beatles. Сэр Джордж Мартин был не просто "пятым битлом". Если говорить начистоту, то без него никаких "Битлз", скорее всего, просто бы не было. Фактически он их создал. Мартин сыграл ключевую роль в создании уникального звучания группы – титанический труд, учитывая крайне разнообразные требования музыкантов и технологические возможности того времени.

Он с самого начала тратил массу времени на эксперименты со звукозаписывающей техникой, добиваясь "правильного" звучания. В этом отношении продюсер идеально соответствовал музыкантам: все были полны готовности расширять горизонты. Мартину не просто удалось "поймать" музыку "Битлз", во многом именно благодаря его работе их идеи воплощались в звуки. Поначалу "Битлз" не произвели на Мартина большого впечатления. Но, во-первых, по его собственным словам, "эти парни ему понравились", а во-вторых, как раз в этот момент он искал группу для своего звукозаписывающего лейбла Parlophone. Встреча оказалась взаимовыгодной. Да, Мартину были нужны "Битлз", но для самой ливерпульской четверки Мартин был гораздо важнее. До встречи с ним они были как оркестр без дирижера - четыре человека, чья совместная работа была хороша лишь настолько, насколько хороши они были по отдельности...

Первую версию Please, Please Me, написанную Ленноном, Мартин отверг без долгих раздумий. "Слишком медленно!" – безапелляционно заявил он очень недовольному Джону. Продюсер заставил музыкантов резко увеличить темп и… так родился уникальный звук "Битлз".

Сэр Джордж и сам был талантливым музыкантом, получившим классическое образование, которое, кстати, пригодилось ему, например, при аранжировке Yesterday.

В работе с "Битлз" Мартину очень помог его прежний опыт работы с многочисленными звездами театра и кино. Он привык к тому, что звезды зачастую отличаются непредсказуемым темпераментом. Он не требовал и не кричал, но уговаривал и призывал к сотрудничеству. Он никогда не говорил: "сделай так-то", но скорее: "а почему бы нам не попробовать…"

Он был человеком открытым, честным и мудрым. Он любил "Битлз" – не только потому, что они в значительной степени были его детищем, но потому, что они ему нравились как люди. Именно их дружбу он ценил больше всего.

Вклад сэра Джорджа Мартина в музыку и культуру невозможно переоценить. Его работа затронула жизни миллионов людей во всем мире, она примиряла соперников и вдохновляла целые поколения.

Он был музыкантом-провидцем, блестящим аранжировщиком и гениальным продюсером.

Он никогда не выпячивал своих достижений. А зачем? Его работа всегда говорила сама за себя. Он стал человеком, который сделал "Битлз" самой знаменитой рок-н-рольной группой мира.Его иногда называют «пятым битлом»: он продюсировал все пластинки официальной дискографии группы, кроме последней, вышедшей уже после распада группы в 1970 году. Мартин также работал с отдельными участниками группы после распада Битлов, а также с другими исполнителями (America, Ultravox, Селин Дион, Джефф Бек, Элтон Джон). Командор ордена Британской империи, рыцарь-бакалавр. В списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone 24 песни, спродюсированные Джорджем Мартином — больше чем у любого другого продюсера.