Дюк Эллингтон: жизнь и творчество

Дюк Эллингтон: жизнь и творчество джаз-маэстро.
Имя Дюк Эллингтон (Duke Ellington) — это синоним элегантности и высочайшего искусства в мире джаза. Больше, чем просто джазовый композитор и пианист, он был настоящим титаном, чье творчество перешагнуло границы жанра и стало достоянием мировой культуры. Его оркестр стал лабораторией для музыкальных экспериментов, а его произведения звучат актуально и сегодня.

Ранние годы: как Эдвард Кеннеди стал «Герцогом»

Дюк Эллингтон (полное имя — Эдвард Кеннеди Эллингтон) родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, в семье со средним достатком. Его родители с детства привили ему любовь к искусству и хорошие манеры. Элегантная манера одеваться и уверенная походка уже в юности заслужили ему уважение сверстников и прозвище «Duke» (с англ. — «Герцог»), которое закрепилось за ним на всю жизнь.
Несмотря на то, что первые уроки игры на фортепиано он получал еще в семь лет, по-настоящему увлекся музыкой Эллингтон лишь в старшей школе. Талант к импровизации и сочинительству проявился быстро, и уже в 17 лет он дал свой первый профессиональный концерт.
Caravan (Duke Ellington)

Расцвет карьеры и эра оркестра в «Коттон Клаб»

В 1923 году Эллингтон переезжает в Нью-Йорк, эпицентр джазовой жизни. Спустя четыре года его оркестр, The Washingtonians, получил невероятно важный ангажемент — выступления в легендарном нью-йоркском клубе «Коттон Клаб».
Именно здесь родился уникальный «оркестровый звук Эллингтона». Маэстро обладал удивительным даром — он слышал и раскрывал индивидуальный тембр каждого из своих музыкантов. Он не просто писал музыку для инструментов, он создавал партии для конкретных людей: для саксофониста Джонни Ходжеса, трубача Кути Уильямса, тромбониста Джо «Трики Сэма» Нэнтона. Это делало звучание оркестра живым, многогранным и instantly узнаваемым. Именно в этот период были написаны его первые хиты, ставшие джазовыми стандартами: «Creole Love Call», «Black and Tan Fantasy» и, конечно же, его визитная карточка — «It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing)» 1932 года.

Вершины творчества: от свинга к большим формам

В отличие от многих современников, Эллингтон никогда не ограничивался рамками развлекательной музыки. Он был композитором в высшем смысле этого слова. Его амбиции простирались далеко за пределы трехминутных композиций для танцев.
  • Концертные произведения: Он активно работал над крупными формами. Яркие примеры — «Black, Brown and Beige» (1943), сюита, рассказывающая историю афроамериканцев, и более поздние духовные «Концерты священной музыки».
  • Саундтреки и международное признание: Эллингтон писал музыку для кинофильмов, балетов и театральных постановок. Его гастроли по Европе, Латинской Америке, Ближнему Востоку и СССР (в 1971 году) с триумфом представляли американскую культуру за рубежом.
  • Сотрудничество: Он записывал альбомы с величайшими музыкантами эпохи, включая Каунта Бэйси, Джона Колтрейна и Луи Армстронга.
Его музыкальный язык был богат и сложен: использование блюзовых нот, нестандартные гармонии, переливы тембров создавали неповторимую звуковую палитру.
Дюк Эллингтон (Duke Ellington)

Наследие и влияние Дюка Эллингтона

Дюк Эллингтон скончался 24 мая 1974 года, оставив после себя колоссальное наследие: более 1000 композиций, бесчисленное количество записей и непревзойденное влияние на всю последующую музыку.
  • Джаз: Он поднял джаз на невиданную ранее художественную высоту, доказав, что это серьезное композиторское искусство.
  • Культура: Он стал одним из самых ярких символов афроамериканской культуры XX века, гордо и достойно представляя ее на мировой арене.
  • Награды: Эллингтон — лауреат множества наград, включая Пулитцеровскую премию (посмертно, в 1999 году), 13 премий «Грэмми» и Президентскую медаль Свободы.
Его музыка — это не история, а живой, дышащий организм. Композиции вроде «Satin Doll», «Mood Indigo» или «Take the "A" Train» (написанная Билли Стрейхорном) продолжают исполняться и записываться музыкантами по всему миру.
Эллингтон был композитором, аранжировщиком и руководителем оркестра, который просуществовал более 50 лет. Его работы можно условно разделить на несколько категорий: студийные альбомы, сюиты, саундтреки, Sacred Concerts и collaborations.
Вот обзор его ключевых альбомов и проектов, сгруппированных по темам и периодам.
1. Ранний период и хиты эры свинга (1920-е – 1940-е)
В это время доминировали синглы на 78 об/мин, но многие из этих записей позже были собраны в альбомы-компиляции, которые стали фундаментальными.
  • "Never No Lament: The Blanton-Webster Band" (1940-1942) — Это не один альбом, а знаменитая серия записей, собранная в бокс-сет. Это золотой век оркестра Эллингтона с участием контрабасиста Джимми Блантона и саксофониста Бена Уэбстерa. Именно в этот период были записаны многие вечные хиты и шедевры аранжировки:
  • "Take the 'A' Train" (тематическая мелодия оркестра, написанная Билли Стрейхорном)
  • "Cotton Tail"
  • "Jack the Bear"
  • "Harlem Air-Shaft"
  • "In a Mellotone"
  • "Ellington at Newport" (1956) — Возможно, самый известный концертный альбом в истории джаза. Выступление 1956 года фактически возродило карьеру Эллингтона и познакомило его с новым поколением. Кульминацией стало 27-минутное исполнение "Diminuendo and Crescendo in Blue" с легендарным саксофонным соло Пола Гонсалвеса, которое привело аудиторию в неистовство.
2. Крупномасштабные сюиты и концертные произведения
Эллингтон всю жизнь стремился выйти за рамки трехминутной формы и писать масштабные произведения.
  • "Black, Brown and Beige" (1943) — Его первая полноценная сюита, представленная в Карнеги-холле. Она рассказывала историю афроамериканцев. Хотя первоначальный прием был неоднозначным, сегодня это считается монументальным произведением. Лучше всего слушать более поздние, доработанные версии, например, с концерта 1958 года или с певицей Махойлии Джексон (1958).
  • "Such Sweet Thunder" (1957) — Сюита, основанная на персонажах и образах пьес Шекспира. Блестящий пример программной музыки Эллингтона-Стрейхорна. Композиции "Lady Mac", "Half the Fun" (для Клеопатры) и сам заглавный трек — это шедевры.
  • "The Far East Suite" (1966) — Вдохновленная гастролями оркестра по Ближнему Востоку и Азии. Это одно из величайших достижений позднего периода оркестра. Треки like "Isfahan" (соло Джонни Ходжеса) и "Ad Lib on Nippon" — это вершины музыкальной красоты и сложности.
  • Другие значимые сюиты:
  • "The Latin American Suite" (1968)
  • "The New Orleans Suite" (1970) — включает знаменитые данжи "Blues for New Orleans" и "Portrait of Louis Armstrong".
  • "The Afro-Eurasian Eclipse" (1971) — футуристический и ритмически сложный проект.
3. Альбомы-встречи и Коллаборации
Эллингтон любил записываться с величайшими музыкантами своей эпохи, создавая уникальные альбомы.
  • "Duke Ellington & John Coltrane" (1962) — Удивительный и прекрасный диалог между патриархом биг-бэнда и пророком модального джаза. Интимная и глубокая запись в формате квартета.
  • Money Jungle" (1962)** — Знаковое трио с контрабасистом **Чарли Мингусом** и барабанщиком **Максом Роучем**. Музыка напряженная, авангардная и полна творческой конфронтации. Абсолютная классика.
  • "Duke Ellington meets Coleman Hawkins" (1962) — Встреча двух титанов своей эры. Хокинс приносит свою мощную, бархатистую звуковую палитру в мир Эллингтона.
  • "Back to Back" (1959) и "Side by Side" (1959) — Альбомы, где Эллингтон (за фортепиано) и его квинтет или октет "встречаются" с солистами своего оркестра: Джонни Ходжесом, Гарри Карни, Лоуренсом Брауном.
4. Sacred Concerts (Священные концерты)
Особняком стоят его духовные работы. Эллингтон считал их "самым важным из того, что я сделал".
  • "First Sacred Concert" (1965)
  • "Second Sacred Concert" (1968)
  • "Third Sacred Concert" (1973)
Это масштабные произведения, сочетающие оркестр, хор, солистов, танцоров и духовные тексты. Они не являются религиозными в orthodox sense, а скорее выражают его личную, всеобъемлющую веру в Бога и человечество через музыку.
5. Саундтреки и Музыка для кино
  • "Anatomy of a Murder" (1959) — Один из первых значительных саундтреков, написанных афроамериканским композитором для голливудского фильма. Музыка идеально передает напряженность и судебные перипетии фильма.
  • "Paris Blues" (1961) — Саундтрек к фильму, где снимались Пол Ньюман и Сидни Пуатье в роли джазовых музыкантов в Париже. Включает знаменитую тему "Take the 'A' Train".
С чего начать знакомство?
  1. "Ellington at Newport" (1956) — для понимания энергии и мощи его живых выступлений.
  2. "The Blanton-Webster Band" компиляции — чтобы услышать классический звук его оркестра.
  3. "The Far East Suite" — чтобы оценить его композиторский гений в зрелый период.
  4. "Duke Ellington & John Coltrane" или "Money Jungle" — чтобы увидеть его универсальность в малых составах.
Творчество Дюка Эллингтона — это целая вселенная. Этот список лишь обозначает ключевые планеты в его галактике.