Эллингтон был композитором, аранжировщиком и руководителем оркестра, который просуществовал более 50 лет. Его работы можно условно разделить на несколько категорий: студийные альбомы, сюиты, саундтреки, Sacred Concerts и collaborations.
Вот обзор его ключевых альбомов и проектов, сгруппированных по темам и периодам.
1. Ранний период и хиты эры свинга (1920-е – 1940-е)
В это время доминировали синглы на 78 об/мин, но многие из этих записей позже были собраны в альбомы-компиляции, которые стали фундаментальными.
- "Never No Lament: The Blanton-Webster Band" (1940-1942) — Это не один альбом, а знаменитая серия записей, собранная в бокс-сет. Это золотой век оркестра Эллингтона с участием контрабасиста Джимми Блантона и саксофониста Бена Уэбстерa. Именно в этот период были записаны многие вечные хиты и шедевры аранжировки:
- "Take the 'A' Train" (тематическая мелодия оркестра, написанная Билли Стрейхорном)
- "Cotton Tail"
- "Jack the Bear"
- "Harlem Air-Shaft"
- "In a Mellotone"
- "Ellington at Newport" (1956) — Возможно, самый известный концертный альбом в истории джаза. Выступление 1956 года фактически возродило карьеру Эллингтона и познакомило его с новым поколением. Кульминацией стало 27-минутное исполнение "Diminuendo and Crescendo in Blue" с легендарным саксофонным соло Пола Гонсалвеса, которое привело аудиторию в неистовство.
2. Крупномасштабные сюиты и концертные произведения
Эллингтон всю жизнь стремился выйти за рамки трехминутной формы и писать масштабные произведения.
- "Black, Brown and Beige" (1943) — Его первая полноценная сюита, представленная в Карнеги-холле. Она рассказывала историю афроамериканцев. Хотя первоначальный прием был неоднозначным, сегодня это считается монументальным произведением. Лучше всего слушать более поздние, доработанные версии, например, с концерта 1958 года или с певицей Махойлии Джексон (1958).
- "Such Sweet Thunder" (1957) — Сюита, основанная на персонажах и образах пьес Шекспира. Блестящий пример программной музыки Эллингтона-Стрейхорна. Композиции "Lady Mac", "Half the Fun" (для Клеопатры) и сам заглавный трек — это шедевры.
- "The Far East Suite" (1966) — Вдохновленная гастролями оркестра по Ближнему Востоку и Азии. Это одно из величайших достижений позднего периода оркестра. Треки like "Isfahan" (соло Джонни Ходжеса) и "Ad Lib on Nippon" — это вершины музыкальной красоты и сложности.
- Другие значимые сюиты:
- "The Latin American Suite" (1968)
- "The New Orleans Suite" (1970) — включает знаменитые данжи "Blues for New Orleans" и "Portrait of Louis Armstrong".
- "The Afro-Eurasian Eclipse" (1971) — футуристический и ритмически сложный проект.
3. Альбомы-встречи и Коллаборации
Эллингтон любил записываться с величайшими музыкантами своей эпохи, создавая уникальные альбомы.
- "Duke Ellington & John Coltrane" (1962) — Удивительный и прекрасный диалог между патриархом биг-бэнда и пророком модального джаза. Интимная и глубокая запись в формате квартета.
- Money Jungle" (1962)** — Знаковое трио с контрабасистом **Чарли Мингусом** и барабанщиком **Максом Роучем**. Музыка напряженная, авангардная и полна творческой конфронтации. Абсолютная классика.
- "Duke Ellington meets Coleman Hawkins" (1962) — Встреча двух титанов своей эры. Хокинс приносит свою мощную, бархатистую звуковую палитру в мир Эллингтона.
- "Back to Back" (1959) и "Side by Side" (1959) — Альбомы, где Эллингтон (за фортепиано) и его квинтет или октет "встречаются" с солистами своего оркестра: Джонни Ходжесом, Гарри Карни, Лоуренсом Брауном.
4. Sacred Concerts (Священные концерты)
Особняком стоят его духовные работы. Эллингтон считал их
"самым важным из того, что я сделал".
- "First Sacred Concert" (1965)
- "Second Sacred Concert" (1968)
- "Third Sacred Concert" (1973)
Это масштабные произведения, сочетающие оркестр, хор, солистов, танцоров и духовные тексты. Они не являются религиозными в orthodox sense, а скорее выражают его личную, всеобъемлющую веру в Бога и человечество через музыку.
5. Саундтреки и Музыка для кино
- "Anatomy of a Murder" (1959) — Один из первых значительных саундтреков, написанных афроамериканским композитором для голливудского фильма. Музыка идеально передает напряженность и судебные перипетии фильма.
- "Paris Blues" (1961) — Саундтрек к фильму, где снимались Пол Ньюман и Сидни Пуатье в роли джазовых музыкантов в Париже. Включает знаменитую тему "Take the 'A' Train".
С чего начать знакомство?
- "Ellington at Newport" (1956) — для понимания энергии и мощи его живых выступлений.
- "The Blanton-Webster Band" компиляции — чтобы услышать классический звук его оркестра.
- "The Far East Suite" — чтобы оценить его композиторский гений в зрелый период.
- "Duke Ellington & John Coltrane" или "Money Jungle" — чтобы увидеть его универсальность в малых составах.
Творчество Дюка Эллингтона — это целая вселенная. Этот список лишь обозначает ключевые планеты в его галактике.