The Crazy World of Arthur Brown

The Crazy World of Arthur Brown.
В истории рок-музыки есть фигуры, чье влияние неизмеримо больше, чем количество выпущенных хитов. Артур Браун — именно такой артист. Его имя навсегда вписано в анналы музыки золотыми буквами благодаря одной песне — «Fire», но его наследие простирается далеко за пределами пламенной короны. Arthur Brown стал пионером арт-рока, готики и шок-рока, предтечей таких титанов, как Элис Купер, Дэвид Боуи и Kiss. Добро пожаловать в безумный мир Артура Брауна.
The Crazy World of Arthur Brown - "Nightmare"

Ранние годы и формирование уникального стиля

Артур Браун родился в 1942 году в Англии. Получив философское образование в университете, он быстро осознал, что его истинное призвание — не академическая наука, а театр и музыка. Еще в начале 60-х, до всеобщей популярности психоделии, Браун создавал перформансы с элементами авангардного театра, цирка, оперы и зарождающегося прогрессивного рока. Его выступления были не просто концертами, а тотальными sensory experiences. Он использовал грим в стиле театра Кабуки, гипнотические световые эффекты и, конечно, свой фирменный элемент — пылающую головной убор. Этот невероятный по тем временам визуал делал его живой легендой лондонских андеграунд-клубов.

Огненный триумф: сингл «Fire» и мировая слава

В 1968 году группа The Crazy World of Arthur Brown выпускает дебютный одноименный альбом. И именно с него начинается миф. Сингл «Fire» становится абсолютной сенсацией. Его характерное вступление на органе, мощнейший драматичный вокал Брауна от шепота до одержимого крика, и апокалиптические тексты («I am the God of Hellfire!») поразили аудиторию. Песня взлетела на вершину британского чарта и достигла первого места в Canadian RPM Magazine, а в США вошла в топ-10 Billboard. Это был беспрецедентный успех для столь мрачного и театрального трека. Артур Браун стал звездой, а его образ «Бога Огня» — иконой эпохи.
Артур Браун (Arthur Brown)

Наследие и влияние: чей мир был по-настоящему безумным?

Хотя последующие альбомы не повторили коммерческого успеха дебюта, влияние The Crazy World of Arthur Brown на музыку оказалось колоссальным.
  • Шок-рок: Элис Купер, один из главных последователей Брауна, не раз заявлял, что именно Артур показал ему, как можно сочетать рок-музыку с театром ужасов. Сценическое безумие Брауна проложило путь для всех его последователей.
  • Готик-рок: Мрачная, почти демоническая эстетика, апокалиптическая образность и оперный вокал напрямую повлияли на формирование готической сцены 80-х. Без Брауна не было бы ни Peter Murphy из Bauhaus, ни Fields of the Nephilim.
  • Глэм и арт-рок: Театральность и андрогинный образ были усвоены и переработаны Дэвидом Боуи (образ Ziggy Stardust) и группой Kiss, чьи грим и пиротехника — прямая отсылка к «Богу Огня».

Артур Браун сегодня: вечно горящий огонь

В отличие от многих своих современников, Артур Браун никогда не останавливался. Он продолжал записывать музыку, экспериментировать с электроникой (его проект Kingdom Come считается одним из пионеров краутрока) и выступать. Его легендарные живые выступления, пусть и не с таким размахом, как в 60-е, до сих пор полны энергии и мистической силы.
Его музыка продолжает находить отклик у новых поколений, а песня «Fire» используется в фильмах, сериалах и рекламе, оставаясь символом мятежного духа и творческой свободы. Артур Браун — не просто музыкант, совершивший нашествие в чарты с одной песней.
Он доказал, что рок-концерт может быть магическим ритуалом, а артист — не просто исполнителем, а проводником в иные миры. Он создал не просто группу, а целую вселенную — «The Crazy World», законам которой до сих пор следуют самые смелые и творческие умы в мире музыки. Это мир, где до сих пор горит огонь.
Бог Огня (God of Hellfire)
The Crazy World of Arthur Brown — это в первую очередь культовый дебютный альбом, но за долгую карьеру Артур Браун выпустил множество других интересных проектов. Вот подробный разбор его ключевых альбомов.
1. The Crazy World of Arthur Brown (1968)
Культовая классика и главный шедевр.
Этот альбом — монумент психоделического рока и прото-гота. Он известен в первую очередь благодаря гимну "Fire".
  • Ключевые треки:
  • "Fire" — абсолютный хит с его знаменитым вступлением "I am the God of Hellfire!" и мощнейшим вокалом Брауна. Песня дошла до №1 в UK Singles Chart.
  • "Spontaneous Apple Creation" — психоделический джем, показывающий музыкальную виртуозность группы.
  • "Child of My Kingdom" — эпическая, почти симфоническая композиция.
  • "I Put a Spell on You" (кавер на Screamin' Jay Hawkins) — уникальная, сумасшедшая интерпретация.
  • Музыканты: Артур Браун (вокал), Винс Крейн (орган), Драк Пак (бас), Карл Палмер (ударные). Примечательно, что Карл Палмер позже станет сооснователем супергрупп Emerson, Lake & Palmer и Atomic Rooster (куда уйдет и Винс Крейн).
  • Значение: Альбом задал новые стандарты для театральности в роке. Сценический образ Брауна с горящим шлемом и гримом сродни комиксу повлиял на таких артистов, как Элис Купер, Мэрилин Мэнсон, Дэвид Боуи и Питера Гэбриэла.
2. Strangelands (1988) & Tantric Lover (2000)
После распада оригинального "Crazy World" Браун экспериментировал с разными стилями, но два этих альбома часто выделяют поклонники.
  • Strangelands: Выпущен под именем Arthur Brown & Whirlwind. Альбом более эклектичный, с элементами нью-вейва, фанка и поп-музыки. Не такой безумный, как дебют, но с интересными идеями.
  • Tantric Lover: Концептуальный альбом, исследующий темы тантры и духовности через призму рок- и электронной музыки. Показывает непрекращающийся творческий поиск Брауна.
3. Vampire Suck (2007 / 2011)
Альбом, записанный с группой The Amazing World of Arthur Brown. Долгое время он был доступен только на концертах, но позже был издан официально. Стилистически — энергичный блюз-рок с фирменным театральным flair Брауна.
4. Zim Zam Zim (2013)
Очень крепкий и хорошо принятый поздний альбом, который доказывает, что Браун не растерял свою энергию. Музыка тяжелая, блюзовая, психоделическая. Альбом вернул ему внимание новой аудитории.
5. Gypsy Voodoo (2017) & Monsters (2020) (в коллаборации с Italian Devil Dolls)
Плодотворное сотрудничество с итальянской группой Italian Devil Dolls.
  • Gypsy Voodoo: Мощный, мрачный блюз-рок альбом. Голос Брауна, несмотря на возраст, звучит удивительно сильно и убедительно. Звучание грубое, прямое и атмосферное.
  • Monsters: Концептуальный альбом, где каждая песня посвящена разному "монстру" (от мифологических до внутренних, человеческих). Отличное продолжение сотрудничества, высоко оцененное критиками.
6. Long Long Road (2022)
Совсем недавняя и одна из лучших его работ. Альбом был встречен овациями как возвращение легенды.
  • Концепция: Это личная, почти автобиографическая работа. Браун размышляет о своей долгой жизни и карьере, о любви, потере и духовных поисках.
  • Звучание: Богатое и разнообразное — здесь есть и блюз, и джаз, и психоделия, и госпел, и даже элементы кабаре. При этом звучание современное и цельное.
  • Значение: Альбом подводит своеобразный итог и показывает Артура Брауна не просто как "того самого парня с огнем", а как глубокого, мудрого и все еще новаторского артиста.
Важные сайд-проекты и коллаборации:
  • Kingdom Come: После распада "Crazy World" Браун создал прогрессив-рок группу Kingdom Come, которая выпустила несколько амбициозных, но коммерчески неуспешных альбомов (например, Galactic Zoo Dossier (1971), Journey (1973)). Их музыка была очень сложной и экспериментальной.
  • The Alan Parsons Project: Браун принял участие в записи легендарного альбома "The Tales of Mystery and Imagination" (1976) по мотивам произведений Эдгара Аллана По. Он исполнил роль рассказчика в композиции "The Tell-Tale Heart".
  • Kula Shaker: В 1990-х Браун сотрудничал с этой британской бандой, исполнив партию вокала на треке "Hush" с их дебютного альбома.
  • The Who: Существует известная история (и запись), что на концерте в 1970 году, когда певец The Who Роджер Долтри потерял голос, Артур Браун вышел на сцену и исполнил вместо него несколько песен.
Хотя "The Crazy World of Arthur Brown" (1968) навсегда останется его визитной карточкой, творчество Артура Брауна — это гораздо больше, чем один хит. Он постоянный искатель, чья карьера полна интересных экспериментов в области прогрессивного рока, блюза и электроники. Его поздние работы, особенно "Long Long Road", доказывают, что он — живая легенда, чье творчество остается актуальным.