Книга "Холодный дождь в Ливерпуле" 2 глава

Книга "Холодный дождь в Ливерпуле" 2 стр

...Брезжил рассвет. Город спал каким-то особым утренним сном. Чуть заметный румянец уже угадывался на слегка затуманенных смогом окнах и на верхушках деревьев. Неясный шум пробуждающегося города смешивался с едва слышным шелестом листьев, разбуженных холодным утренним ветерком и шарканьем дворников...

... Спать не хотелось. Я пригласил Роберта к себе на чашку кофе. О чем мы тогда говорили? Вероятно, это было продолжение той болтовни, начатой в кафе со Слейтоном. Но с того памятного вечера, мой новый друг Роберт вовлек меня в совсем новый мир, о котором я не знал ранее.

..Могли бы Вы поверить, что одно незначительное событие или встреча могут каким-либо образом повлиять на ход Вашей судьбы? Это маловероятно! Мы живем, подвергаясь законам навязанным нам « свыше». Это «свыше» по-разному толкуется различными философскими течениями и, естественно, по-разному объясняется.

Идеалист скажет, что это «свыше» является ничем иным как воздействием высших духовных сил. Материалист абсолютно убежден, что это «свыше» есть ни что иное как эволюция человеческой жизни общественных отношений. Я затруднялся дать этому «свыше» более или менее четкое определение. Возможно, я фаталист. Да! Случай-это единственное начало всего нашего бытия. Кто сможет это опровергнуть, пусть первым бросит в меня камень.

Доктор окунул меня в новые, раннее не понятные мне отношения между людьми, все равно какого общества. Будь я социалистом или капиталистом, случай должен был сыграть со мной определенную роль. Ярый сторонник того или иного философского течения может привести мне ряд примеров, доказывающих несостоятельность моих теорий. Но, плевать мне на это! Факт всегда остается фактом.

Да, кстати, я еще плохо знаком с читателем и, следуя ходу моего повествования, трудно понять цель его. Прежде всего, я должен сказать, что я являюсь обычным клерком, каких миллионы или вернее являлся которым. Обычный разговор с доктором заставил меня иначе взглянуть на неразрушимые догмы, которые являлись фундаментом меня самого. Какая область человеческого мышления явилась тогда решающей, и смогла поломать все мои, тогда, казалось, незыблемые устои? Увы, музыка. Я уже вижу улыбку на губах почтенного читателя .

Но сейчас о самой музыке. Что подразумеваем мы под словом музыка? С физической точки зрения, это особый вид движения материи, преобразовавшейся нашими слуховыми органами в нечто конкретное. Музыка может являться просто аккомпанементом при интересной беседе или отдыхе, может вызывать у нас определенные эмоции . Но может ли она являться самой нашей жизнью?

Раньше, до разговора с Робертом, я затруднился бы ответить на это, но теперь я абсолютно уверен, что музыка должна и может быть отражением всего того, что происходит вокруг нас. Мы вспоминаем давно забытые мелодии, и перед нами тот час же всплывает образ чего-то конкретного и неразрывно связанного с этой музыкой. Не является ли это доказательством, что музыка сама по себе материальна? Доктор приводил мне такие примеры: при демонстрации какого-либо сюжета в кино звучала музыка, и она не ощущалась зрителем, как нечто отдельное от повествования, стало быть, музыка являлась эквивалентом повествования . При неудачном подборе фонограммы, музыкальное оформление резало слух и выходило за рамки повествования...

На каждом этапе общественного развития музыка имела свои формы, свое содержание, адекватное определенной эпохе.

Основываясь на вышеописанном, следовало бы заключить, что определенный этап развития общества равен рожденной этим этапом музыке. Но смею заверить, что это абсурдно. Музыка-это более широкое понятие, нежели запечатленный его какой-то данный этап эволюции.

Например, в наше время мы можем слушать музыку Баха, Бетховена и Моцарта, будучи уверенными, что эта музыка создана именно для нас. Слушая современную музыку, сочиненную 2-3 года назад, мы видим, что она уже явно устарела, что она мертва. В разговоре с Робертом я понял, что есть вечная или «абсолютная» музыка, а есть повседневная, опирающаяся на основы этой вечной.

Нельзя делать музыку, следуя стилю. Вечная музыка всегда остается вечной, независимо от того ,кем и в связи с чем она написана. Музыка предков, написанная известным композитором и незапечатленная в нотных станах, донесла до нас веяния той эпохи, когда создавался сам человек. И на каждом этапе развития она открывала всё новые черты, преобразованные после великими композиторами, посредством их гения, в новую музыку. Я уверен, что эта музыка звучит и сейчас, даря композиторам новые и неисчерпаемые формы для преобразования, дабы идти в ногу со временем.

Музыка, создаваемая человечеством, постоянно опирается на своего прародителя и получает новые черты при соприкосновении с новым временем...